психологическая школа

ЭМОЦИЙ

врач психотерапевт
Оксана Палехова
Всем известно, что эмоции могут быть как отрицательные, так и
положительные.
Отрицательные эмоции у детей могут возникнуть по причине:
  • Невозможность удовлетворить сильное желание;
  • Повышенные требования к ребенку, неуверенному в своих собственных силах;
  • Негативные эмоции у взрослых;
  • Недостаточно сформированная саморегуляция у родителей;
  • Приказывающий тон родителей с требованием срочно выполнить их волю;
  • Угрозы, оскорбления, обвинения ребенка.

С чего следует начинать в работе с эмоциями ребенка?

1
Признаться
что чувства не бывают плохими, они просто есть, и ребенок имеет право на проявление чувств (вербальное, телесное); однако нужно вводить определенные правила проявления эмоций, например: «Ты вправе сердиться на сестренку, но ударить ее я тебе не разрешаю»;
2
Обсуждать случаи
которые произошли с кем-то, просить определить чувства и предложить собственные варианты поступков; при этом избегать осуждения, цель такой беседы — познавательная (например: «Что чувствовал Саша, когда пришло время уходить? Что он сделал, когда почувствовал, что огорчен? Что он сделал потом?»);
3
Обсуждать его чувства
не пытаться решить за него проблему; объяснение причины чувства должно помочь ребенку самому справиться с ним («Ты злишься оттого, что Маше пора домой и нужно вернуть ей игрушку»);
4
Предлагать способы
помогающие ему взять себя в руки, — вербальные, физические, зрительные, творческие и др. («Ты собираешься дальше злиться или хочешь успокоиться? Что ты можешь для этого сделать, давай подумаем вместе. Часто все, что требуется ребенку — это понять охватившее его чувство.